Непериодическая газета HomeЧатника

Архив чат-клуба для тех, кому за 30

СВАДЬБЫ У СЛАВЯН

Вот и осень настала. Что принесет она с собой? Какие праздники? Какие хлопоты? У славян осень - это пора свадеб, сказочно красивых и чистых обрядов, которые должны были объединять людей.
"Браки заключаются на небесах" - фраза, знакомая всем. А вот где и как заключались браки славян?
Судя по документам, дошедшим до нас, древние брака не знали. Большая часть славянок была свободна в выборе отца будущего ребенка. Впрочем, это вовсе не говорит о хаотичности быта славян, а, напротив, свидетельствует о возвышении женского начала в период матриархата. Но с распадом племенных связей, с уходом от древнейшего мировоззрения эти обычаи приобрели оттенок чего-то чуждого нам, хотя долгое время сохранялись в ритуалах, посвященных культу плодородия. Изредка мы можем наблюдать традиционные свадьбы и в наши дни, но внутренний смысл свадебного ритуала уже утерян.
История славян знает три основных вида заключения брака. Личностный брак, самый древний, подразумевает личный выбор молодыми друг друга. В начале нашего века некоторые его элементы еще бытовали: например, смотрины женихом и невестой друг друга, "заручины", когда невеста последней закрепляла договор о браке между родами. Личностный брак, как правило, носил у славян сакральный характер. Он должен был поддерживать род, его силы, оберегать род от всевозможных напастей, мора.
У южных и западных славян, с ранним развитием индивидуализированного образа жизни и мышления и меньшей зависимостью от древних родоплеменных коллективных обычаев, календарного земледельческого цикла, элементы такого брака еще проявлялись в XVI веке. У восточных славян, у которых женская и девичья свобода еще долго отождествлялись с магическими природными силами, а родовое сознание превалировало над личностным понятие "личное счастье" полностью поглощалось стремлением к родовому благополучию. В рамках родовой воли прежде сакрализированное девичество
Когда мы сейчас говорим о традиционном славянском свадебном обряде, мы подразумеваем обряд договорного брака, который сложился к XIX веку, но в нем сохранились элементы еще одного вида брака: завоевания, или воровской свадьбы, когда невесту попросту воровали.
"Умыкание невесты", "воровская свадьба" как способ заключения брачных взаимоотношений хронологически располагается между личностным (свободным) и договорным браком. В некоторых областях отдельные формы "умыкания" уживаются с договорными браками. Это можно объяснить тем, что человеческое бытие развивалось от матриархата к патриархату, при этом патриархальные обычаи наслаивались на матрилинейные без малейшего их переосмысления. "Умыкание невесты" - способ преодоления богоявленности женского начала, способ динамичный, форсирующий, провозглашающий новые ориентиры в жизни рода.
И все-таки любая свадьба начинается со сватовства и смотрин.
Сейчас мы лишь изредка можем наблюдать этот обряд. Сваты торжественно приходят в дом невесты и начинаются "перепевы" двух как бы противостоящих друг другу групп. Корильные шуточные песни в адрес жениха и его родственников перемешиваются с хвалебными в тот же адрес. От старинных реалий "воровской" свадьбы сохраняются поздний приход сватов, их "агрессивное" поведение, особое вооружение, использование стрельбы во время продвижения свадебного поезда жениха.
У восточных славян родители невесты не вмешивались в ход сватовства, считая "продажу девушки" делом постыдным, но у некоторых славянских народов жених вынужден был имитировать похищение девушки. Иногда это была бутафория, иногда преследование жениха родственниками девушки принимало нешуточные формы. Его действия оформлялись как оскорбление родовых ценностей или были его испытанием на зрелость. В действительности же обряд отражал реальную древнюю картину воровства девушки из семьи и реакцию родственников на это событие.
Участие в сговоре самих молодых встречается редко и наблюдается оно со стороны невесты, вокруг которой собрано наибольшее количество свадебных обрядов. Что касается жениха, то, вопреки распространенному мнению, не он, а старший мужчина в семье принимал наиболее активное участие в предсвадебной церемонии. Девство традиционно передавалось в руки более опытному и старому мужчине как ответчику за бытие рода, без выделения роли жениха.
Сватовство заканчивалось рукобитьем (сговором), и с этого момента свадьба считалась решенным вопросом.

Предсвадебная неделя. Девичник

Большинство обрядов в древности совершались девочками, женщинами, девушками. И это не просто деление мироздания на мужское и женское - здесь символическое восприятие весомости женского начала. Отсюда и огромная плотность девических обрядов, приходящихся на предсвадебную неделю. По смыслу все они делятся на три этапа: прощание с девичеством, подготовка к замужеству и привлечение счастья в будущую семейную жизнь. Постепенно невеста расстается со своим внешним обликом, подруги как бы отделяют ее от своего круга, отпевают. Костюм ее в семейной жизни будет совершенно иным, чем в девичестве. Он будет носить обереговый характер. Позднее сюда примешивается и боязнь колдовства. По поверьям всех древних народов, именно свободно распущенные волосы человека заключают в себе особую силу - гарантию общения со стихиями и мирозданием, поэтому волосы невесты убираются в особую прическу - символ прекращения свободного восприятия и общения с окружающим пространством. Свадебный наряд невесты тождествен погребальному…
Родственники жениха, в свою очередь, ограждают свой род от негативных воздействий пришедшей к ним, "невесть" с чем, девушки-невесты. Только с рождением первого ребенка женщина гармонично могла включиться в систему семьи, и с этого момента образ ее приобретал уже иной символический смысл, она становилась Берегиней рода.
Приезд свадебного поезда жениха
Свадебный поезд у славян был очень многочисленный, в нем принимало участие до ста всадников, множество повозок. Многие элементы оформления свадебного поезда жениха носят фаллическую окраску - ружья, палки, пики, стрелы. Жениха, едущего за своей грядущей судьбой, тщательно охраняли от "злых сил", поэтому он не садился в первую повозку. На пути поезда родственниками невесты выстраивались преграды, а все переговоры и традиционные "выкупы" за невесту велись старшими родственниками жениха и дружкой, который самоотверженно брал на себя ответственность за все происходящее. И дружке же доставались корильные песни:
Друженька нехорошенький!
Друженька непригоженький!
Как на дружке-то кафтан
Черт на мельницу таскал!..
Как на дружке-то штаны
После старой сатаны...
А в доме невесты поезжан укоряли за "вторжение" в чужой дом:
Как в лесу тетеры -
Все чухари.
Они в избу идут
Столбу кланяются
Не здороваются
Столбу бьют челом,
Будто тестю поклон...
С момента соединения жениха и невесты вся обрядовость посвящается их благополучной жизни, успешному чадородию. Жених символически выходит из-под родительской опеки, становясь главой семьи. Многие обряды указывали на то, что с этого момента родственники невесты также приобретают второстепенное значение, их роль намеренно занижается (например, обрядовое хлестание плеткой родных невесты дружкой жениха). Теперь уже гости со стороны жениха поют корильные песни, обращенные и к подругам невесты:
Потянулись девочки
Из-за столья,
Словно сучечки
Из подполья!
Но в то же время символическое присутствие "девства" (украшенная ветка, венок, подруга, сидящая на свадьбе и т.д.) сохраняется и во время самой свадьбы. Так формально воздается дань когда-то мощной ипостаси девичества древнейшей веры.

Венчание в церкви

Одним из важнейших этапов в свадебном ритуале являлось. И жених, и невеста проходят очищение и приобретают благословение Божье. До венчания молодых тщательно охраняли от всех возможных негативных воздействий. Это указывает и на то, что древние относились к свадьбе, как к переходному этапу жизни, подобному рождению, крещению, смерти. Недаром, во всех этих событиях участвовали одни и те же ритуальные предметы: полотно ткани, пояса, полотенца и др.
До венчания молодых везли в разных повозках, в церкви место, где они стояли, сакральную зону, отмечали особой материей ("на подножку").
Один из смыслов их соединения через христианский обряд венчания заключался в придании двум самостоятельным человеческим существам единого свойства. Огромное количество предметных символов используется в обряде венчания: кольца, покровы, полотенца, венцы, свечи и другие. Молодых три раза обводят вокруг аналоя. В дохристианские времена их три раза обводили "по ходу солнца" в доме жениха. После венчания жених и невеста ехали в дом жениха уже вместе.

Приезд в дом жениха

Невесту с закрытым покровом лицом, с "закрученными" в особую "бабью" прическу волосами, в погребальном костюме (одежде, в которой ее потом будут и отпевать) и в слезах вводят, наконец, в дом будущего мужа. А он, согласно патриархальной традиции, с помощью всевозможных ритуальных действий демонстрирует ей свою власть над нею: символически бьет плеткой, "силой" добивается поцелуя, в некоторых областях - выкупает ее вместе с дружкой у присутствующих подруг невесты. Одновременно с корильными обоюдными песнями начинается прославление будущей семьи.
Далече, далече, в темном лесе,
Высоко, высоко, на дубе
Голубь голубку целует...

Начало совместной жизни

В процессе свадебного ритуала молодые проходят целую цепочку перерождений. После первого дня свадьбы и первой брачной ночи присутствующие на свадьбе начинают славить молодых. Молодая жена снимает покров, который никогда более не надевает, а вот головной убор остается при ней до рождения первого ребенка. С первого дня свадьбы ее понемногу приобщают к сакральным, самым важным местам в доме: к очагу, помещению для скота, прядильне и т.д., вводят в иерархию семьи, где она пока не имеет никаких прав. Из жизни женщины уходит весь спектр девических игр, обрядов, теперь она участвует только в календарно-земледельческих ритуалах. С рождением первого ребенка, семья позволяет ей "благословлять" домашнюю скотину весной, при первом выгоне его на пастбище, "благословлять" первую борозду при пахоте.

Символика славянской свадьбы

Свадебный ритуал славян оформлялся многочисленной предметной, знаковой, изобразительной, звуковой и цветовой символикой. Пожалуй, одним из самых ярких свадебных символов является костюм. Как уже указывалось, он был характерен для двух переходных моментов в жизни человека - свадьбы и погребенья. Но его яркий, праздничный вид говорит об одинаково позитивном восприятии славянами этих событий человеческой жизни. Свадебный костюм отличало обилие в нем красного цвета. Цвет радости, жизнелюбия, земного благополучия и любви (земного отражения деятельности небесного светила) сочетается с белым, как цветом изначальной высшей чистоты, и с традиционным черным - цветом земли, очерчивающим земные горизонты происходящих событий. Значительно меньше в свадебном костюме синего и желтого (золотого) цветов, принадлежащих, скорее, небесным, чем земным ипостасям.
Все предметы свадебного ритуала создают иррациональную обстановку, преображая действительность.
Полотенце - традиционный символ дороги, "иного" пути, неземного пространства, по которому должны пройти молодые в неведомую им новую полосу жизни. С этим символическим значением использовались на свадьбе и куски холста, в которые заворачивали когда-то новорожденных жениха и невесту при крещении или при рождении (до христианства). Из этой ткани изготавливались свадебные рушники, которыми обвязывались молодые, а затем приберегались до погребенья. Полотенце, которым невеста вытиралась в бане, там и оставлялось. Оно становилось символом, вбирающим всю ее жизнь, предшествующую замужеству. Полотенцем или тканью обязательно накрывали всю обрядовую свадебную пищу перед тем, как подать ее к столу.
Вильце - "увитое" деревце или ветка, символизирующие девичество и украшенные цветными лентами, бусами, частично, девическими украшениями. Подруги невесты украшали вильце на девичник, и оно присутствовало на свадьбе в течение трех дней.
Красота (лента или венок) - девический головной убор, имеющий сакральное значение. Он символизирует небесные силы, связанные с чистотой, девической красотой, любовью. Древние считали, что красота имеет необычайную магическую и обереговую силу, с которой девушка расставалась, выходя замуж.
Печь (очаг) - символ домашнего благополучия и гарантия защищенности. Уже во время сватовства, сговора сваты старались прикоснуться рукой к очагу в доме невесты, чтобы сговор удался. Невеста, входя в дом будущего мужа, также дотрагивалась до печи, чтобы приобщиться к новому для себя дому. Покидая дом родных, она старалась "унести" с собою часть тепла родительского очага, заговаривая огонь.
В свадебном обряде славян причудливо переплелось языческое и христианское, и мы зачастую не подозреваем, насколько древним является то или иное наше действие, выполняемое зачастую подсознательно.

feja-zima
info ©
Hosted by uCoz